Чаще всего запись разговоров используют банки, мобильные операторы и крупные ритейлеры, на чьи телефоны поступает огромное количество звонков. Запись разговора в случае предварительного уведомления об этом абонента являются законным действием. Это создает благоприятные условия, при которых и клиент, и сотрудник компании придерживаются определенных этических правил и мотивированы не нарушать их.
Однако многих интересует вопрос о законности скрытой записи разговоров. Давайте узнаем об этом поподробнее.
Для чего нужна скрытая запись разговоров
В большинстве случаев скрытая запись телефонных разговоров практикуется службой безопасности компании, а инициируется – её собственником или топ-менеджментом вместе с внедрением виртуальной АТС. Цели, которые преследует скрытая запись:
- Контроль рабочего времени сотрудников. Наличие «прослушки» в офисе препятствует неэффективному использованию рабочего времени на личные беседы.
- Контроль добросовестности работников и отслеживание любых рисков, связанных с утечкой информации.
- Отслеживание всех исходящих звонков, производимых за счёт компании, и фиксация тех из них, что приводят к финансовым потерям компании.
- Оценка лояльности работников к компании и руководству.
На сегодняшний день нет однозначного мнения по поводу того, насколько этична «прослушка» собственных сотрудников. Многие компании предупреждают об этом своих сотрудников во время собеседований. Некоторые информируют о возможной скрытой записи на корпоративных порталах, а кто-то и вовсе указывает такой пункт в должностной инструкции, предлагая сотруднику подписаться и подтвердить тем самым своё согласие.
При этом есть компании, которые осуществляют «прослушку» скрыто. И вопрос законности таких действий со стороны компании открыт и актуален на сегодняшний день как никогда.
Основания, причины и последствия «прослушки»
Конечно, в первую очередь в «прослушке» заинтересованы владельцы и топ-менеджеры компании, для которых важно отслеживать абсолютно всё, что творится внутри. Поэтому система записи разговоров интегрирована в сети многих компаний, хотя об этом не догадываются ни сотрудники, ни соответствующие органы. При этом может производиться фиксация как исходящих, так и входящих звонков.
Если давать этому юридическую оценку, нужно выделить следующие моменты. Во-первых, в законодательстве не прописаны нормы, которые бы запрещали запись разговоров собеседника без его согласия. Во время записи диспетчеры и операторы не обязаны предупреждать абонента о том, что разговор записывается. Но для того, чтобы сделать процедуру более прозрачной и этичной, рекомендуется зафиксировать соответствующие предупреждения во внутренних распоряжениях компании.
Во-вторых, сотрудник компании в случае «прослушки» является потерпевшей стороной. Ответственность за запись телефонных разговоров несёт непосредственно директор компании. С юридической точки зрения это может быть классифицировано как вмешательство в личную жизнь сотрудника. Именно поэтому рекомендуется брать согласие операторов и диспетчеров на возможное прослушивание бесед.
Юридические лазейки касательно «прослушки»
В Конституции Российской Федерации четко указан термин «тайна связи», что является неотъемлемым правом гражданина на тайную переписку, телефонные разговоры и другие коммуникации. Но здесь есть определённые нюансы:
- Разглашение личной информации и ознакомление третьего лица с личной информацией – это разные юридические категории.
- Термин «тайна связи» распространяется не только на личную жизнь, но также и на служебные контакты, особенно если сотрудник не дал соответствующее разрешение руководству компании.
- Тайна связи – конституционное право человека, а Конституция РФ превыше других законов и нормативно-правовых актов.
При организации несанкционированной «прослушки» сотрудников необходимо учитывать, что согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации нарушение тайны связи несет за собой ответственность. В эту категорию входит как приписка, так и телефонные разговоры. Право граждан на личную коммуникацию также подтверждает Федеральный Закон «О связи».
Вывод
Если информация, полученная во время «прослушки», каким-то образом распространяется без ведома участников беседы, то такое действие является наказуемым в соответствии с действующим законодательством РФ. Тем не менее, есть «лазейка», которая позволяет осуществлять «прослушку» при условии отсутствия публикации информация и ее нераспространения. Естественно, здесь компания, которая берёт на себя функцию «шпиона» виртуальных АТС, ходит по тонкой грани между законной и незаконной деятельности. Поэтому всё зависит от того, как будет использоваться полученная информация.
Таким образом, работодатель может осуществлять запись телефонных разговоров только в случае если:
- Запись открыта и все сотрудники уведомлены о том, что она ведётся
- Сведения, получаемые в процессе «прослушки», не разглашаются третьим лицам.
Могут ли данные, полученные в результате скрытой записи использоваться в суде? Бытует мнение, что незаконно записанный разговор нельзя представить в качестве доказательства во время судебного процесса. Тем не менее, на практике всё выглядит немного по-другому.
В соответствии с законом доказательства, полученные таким образом, в любом случае будут рассмотрены судом, и если будут иметь место обстоятельства, обосновывающие необходимость такой записи, то наказание для записывающего не последует. В любом случае, суд действует гибко и выслушает показания всех сторон, в том числе и третьих лиц. Но стоит учитывать, что такая запись может быть не приобщена к делу, если будут выявлены следы монтажа.