Ваш город Москва?

19 июля 2022

Окупаемость инвестиций или ROI: что это и как оценивать

ROI – что это

ROI – это коэффициент рентабельности инвестиций. С его помощью вы можете оценить окупаемость вложений и понять, выгодно или невыгодно работать с продуктом.

Расчет ROI проходит по следующей формуле:

формула

Пример: вы инвестировали в развитие бизнеса 100 000 рублей, благодаря чему заработали 300 000 рублей. ROI составит (300000-100000)/100000*100% = 200%. Иными словами, каждый вложенный рубль приносит вам 2 рубля прибыли.

Если показатель ROI равен 100% – вы окупаете вложения. Если выше 100%, то вы получаете прибыль, а если ниже 100% – работаете «в минус».

Отличия ROI от ROMI и ROAS

ROI в маркетинге – не единственный показатель для оценки окупаемости вложений. Как минимум, существуют еще два показателя – ROMI и ROAS.

ROMI – это коэффициент рентабельности инвестиций в продвижение продукта. Его ключевое отличие от показателя ROI заключается именно в слове «Marketing»: если тот показатель оценивает окупаемость всех вложений, то этот – вложений непосредственно в маркетинг.

К маркетинговым вложениям относятся бюджет на рекламу в интернете, печать промо-материалов, аренду рекламных щитов и т.д. Расходы, связанные с производством товара, не учитываются.

ROMI рассчитывается по следующей формуле:

формула

Пример: вы потратили на продвижение продукта 50 000 рублей, что позволило заработать 300 000 рублей. ROMI составит (300000-50000)/50000*100% = 500%. Иными словами, каждый потраченный рубль приносит вам 5 рублей прибыли.

ROAS – это показатель окупаемости расходов на рекламу. Он учитывает маркетинговые затраты на конкретные рекламные кампании, что позволяет выяснить, получает ли компания прибыль от используемого рекламного канала.

ROAS рассчитывается по следующей формуле:

ROAS = Доход от рекламы / Расходы на рекламу

Пример: вы потратили на рекламную кампанию 50 000 рублей, что позволило заработать 300 000 рублей. ROAS составит 300000/50000 = 6. Это означает, что с каждого рубля, потраченного на рекламу, вы заработали 6 рублей.

Зачем нужны ROMI и ROAS

Рассмотрим на конкретном примере – вы тратите на размещение рекламы в Яндекс.Директ 30 000 рублей. Это приносит вам несколько заявок на общую сумму 55 000 рублей. Посчитаем оба показателя:

  • ROAS = 55000/30000 = 1,83
  • ROMI = (55000-30000)/30000*100% = 83%

На первый взгляд, каждый вложенный рубль в рекламу принес вам почти вдвое больше (1,83 рубля). Благодаря расчету ROAS может показаться, что вы работаете в плюс. Но при расчете ROMI выясняется, что окупаемость вложений в рекламу составляет всего лишь 83%, что меньше 100% – а это значит, что вы работаете в минус. Таким образом, получается, что реклама не окупается по отношению к стоимости ее размещения.

Как считать ROI правильно

ROI – это коэффициент, который нельзя оценивать в отрыве от других показателей. Любой бизнес стремится к увеличению прибыли. Высокий ROI вовсе не означает, что компания получила большую прибыль. Рассмотрим это на следующем примере.

Компания реализует товар по цене 1 000 рублей. В рамках его продвижения были проведены две рекламные кампании, с результатами которых вы можете ознакомиться в таблице:

Кампания Расходы Количество продаж Доход
А 5 000 рублей 15 15 000 рублей
Б 20 000 рублей 40 40 000 рублей


Для отслеживания эффективности каждой кампании применялись специальные инструменты – например, коллтрекинг.

Считаем ROI каждой кампании:

  • ROI (A) = (15000-5000)/5000*100% = 200%.
  • ROI (Б) = (40000-20000)/20000*100% = 100%.

ROI первой кампании вдвое выше, чем ROI второй. На первый взгляд, она более успешна – кампания Б «еле-еле окупилась». Но давайте сравним прибыль, которую мы получили в рамках каждой кампании:

  • Прибыль (А) = 15000-5000 = 10 000 рублей.
  • Прибыль (Б) = 40000-20000 = 20 000 рублей.

Как мы видим, во втором случае мы заработали вдвое больше денег. При этом мы увеличили рекламный бюджет в 4 раза, но продали только в 2,6 раза больше товаров. Конечно, для того, чтобы расчеты были максимально корректными, нужно учитывать гораздо больше переменных – например, ту же себестоимость продукта, отслеживать стоимость звонков.

Так зачем же тогда вообще считать ROI, если нужно отталкиваться от прибыли? Все на самом деле просто. У каждого бизнеса есть потолок производственных мощностей. Предположим, мы может произвести 50 единиц товара в месяц. В рассмотренном выше примере количество продаж составило 40 – это означает, что 10 единиц товара будет храниться на складе. Чтобы этого не произошло, необходимо наращивать рекламный бюджет. И делать это до тех пор, пока вы не будете продавать все, что производите. В этот момент как раз и нужно оценивать ROI (ROMI), чтобы ваши рекламные кампании не были убыточными.

рекламный

Как только вы начнете реализовывать весь объем производимой продукции, можно будет задуматься об оптимизации рекламных расходов. В формуле ROI в знаменателе располагаются расходы на рекламу – соответственно, их снижение приведет к росту коэффициента.

Иными словами, ROI нужно оценивать для того, чтобы принимать своевременные управленческие решения. Например, об отказе от тех или иных рекламных каналов, наращивании рекламного бюджета, увеличении расходов на производство и так далее.


Читайте также

Оставьте заявку, и наш менеджер проконсуль­тирует вас и поможет с выбором услуг

Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой обработки персональных данных

Решения, которые вам помогут

Файл cookie – это небольшой фрагмент текста, передава­емый в браузер с сайта, который вы посетили. Он помо­гает сайту запомнить информацию о вас, например то, на каком языке вы предпочитаете его просматривать.