Как организовать телефонию самому
Организовать IP-телефонию можно своими руками. Алгоритм действий включает следующие шаги:
- Выбор сети.
- Выбор провайдера услуг.
- Выбор оборудования.
- Подключение.
Рассмотрим более подробно каждый этап.
Шаг 1. Выбор сети
IP-телефония предполагает связь через интернет, поэтому его качество имеет основополагающее значение. При выборе провайдера обращайте внимание на стабильность соединения и пропускную способность сети. IP-телефония требует скорости более 64 Кбит/сек (рекомендуется более 100 Кбит/сек).
Шаг 2. Выбор провайдера услуг
Провайдеры – это компании, предоставляющие услуги связи. В их число может входить не только сама IP-телефония, но и полноценная виртуальная АТС, предоставление различных номеров (городские, мобильные, 8 800 и др.) и многое другое.
Отличия между поставщиками услуг IP-телефонии, как правило, заключаются в стоимости и перечне предоставляемых сервисов. Выбирая провайдера, отталкивайтесь от своих задач – например, количества подключаемых сотрудников, необходимых опций и др.
Шаг 3. Выбор оборудования
Есть 2 основных способа организации IP-телефонии:
- На базе офисной АТС
- На базе виртуальной АТС
В качестве офисной АТС для IP-телефонии можно использовать готовую АТС (аналоговую, цифровую или гибридную) или полноценный сервер АТС (им может выступать обычный компьютер или даже ноутбук). В первом случае для подключения IP-телефонии вам понадобятся FXO-порты и VoIP-шлюз с FXS-портом и поддержкой SIP-протокола. Это позволит настроить маршрутизацию одних звонков на городскую АТС, а других – на IP-телефонию. Во втором случае вы создаете полноценный сервер и устанавливаете на него специальное ПО – например, Asterisk, SipXecs и пр.
Виртуальная АТС предполагает использование облачного сервера провайдера. Все звонки обрабатываются сервером провайдера и переадресовываются на устройства пользователей (например, SIP-телефоны).
Что лучше? И офисная, и виртуальная АТС имеют свои преимущества и недостатки. Например, расходы на организацию офисной АТС составляют десятки тысяч рублей – это закупка оборудования, его доставка и монтаж, настройка. Виртуальная АТС подключается, как правило, бесплатно. Однако в первом случае вы платите единожды (исключая поломки, масштабирование и пр.), а во втором вас ожидает ежемесячная абонентская плата.
Теперь поговорим о клиентском оборудовании. В него могут входить:
- Маршрутизатор
- IP-телефоны
- Аналоговые телефоны с VoIP-шлюзами. Шлюзы необходимы для подключения к IP-телефонии
- Софтфоны – программы для компьютеров и мобильных устройств, с помощью которых можно звонить по IP-телефонии
- Гарнитуры (наушники + микрофон). Необходимы при использовании софтфонов на компьютерах.
Шаг 4. Подключение
Все последующие действия зависят от выбранного способа организации IP-телефонии (офисная или виртуальная АТС) и используемого клиентского оборудования. Например, вам может понадобиться подключить все оборудование через подходящие порты к телефонной сети, настроить SIP-аккаунты и маршрутизацию, зарегистрировать IP-телефоны и так далее. Если вы используете виртуальную АТС (например, от МТТ), то все настройки есть в личном кабинете. При необходимости вы всегда сможете обратиться в службу поддержки провайдера.
Для объединения участников IP-телефонии в единую систему необходим проводник. Так использование сотовой сети невозможно без мобильного телефона, а фиксированная связь предполагает наличие стационарного телефонного аппарата. IP-телефон или софтфон – обязательное условие для доступа к возможностям IP-телефонии. С точки зрения практичности и удобства явное преимущество на стороне софтфона. Эту программу устанавливают на компьютер, это виртуальный аналог IP-телефона.
Преимущества софтфона
- Софтфон – программное, а не аппаратное обеспечение, которое инсталлируется на компьтер или мобильное устройство. Дополнительные настройки не требуются.
- Удобный интерфейс, выходящий за рамки телефонного дисплея. Возможность установки программы на компьютер или смартфон предоставляет дополнительные опции. Электронная телефонная книга, видеоконференции, передача текстовой и графической информации, отправка и прием факсов – лишь малая часть функций софтфона.
Некоторые разновидности универсальных софтфонов функционируют на основе разных операторов, предоставляющих SIP-протокол. Компания МТТ разработала софтфон, поддерживающий услуги собственного VoIP-провайдера.
Программа поддерживает все функции вызова:
- Интеллектуальная маршрутизация вызовов
- Ночной режим
- Запись разговоров
- Конференцсвязь
- Переадресация на голосовую почту
- Возможность обзвона абонентов из адресной книги Outlook Express.
Скачивание и установка софтфона бесплатны. Скачать версии программы для операционных систем Windows, MacOS и Linux можно в разделе Виртуальная АТС на официальном сайте компании.