Основная цель современного маркетинга — создать бесшовный омниканальный путь клиента через цифровые каналы. Иными словами, обеспечить качественное взаимодействие с пользователем вне зависимости от площадки или операционной системы.
В этом материале разберёмся, в чём суть кросс-платформенности, какие преимущества она даёт бизнесу и почему лучше создавать решения, при которых продукт полноценно функционирует в различных ОС.
В чём суть кросс-платформенности
Клиент может начать взаимодействие с продуктом на сайте с компьютера с операционной системой Windows, далее переключиться на мобильный телефон c iOS и позднее завершить свой путь на планшете с Android. Любое из этих касаний должно быть комфортным для пользователя.
Как это обеспечить:
- Разрабатывать самостоятельные продукты для каждой ОС.
- Создавать единый продукт, функционирующий на каждой ОС и платформе.
Второй путь и есть кросс-платформенность. Кросс-платформа — это возможность ИТ-продукта качественно и полноценно работать в любой операционной системе и на разных платформах благодаря использованию одной кодовой базы.
Для сравнения:
- Мультиплатформенные продукты доступны для нескольких операционных систем, так как под каждую из них имеют специально разработанные версии.
- Нативные продукты созданы только для одной ОС.
- Кросс-платформенные продукты имеют единую программную базу, благодаря чему запускаются на любой операционной системе.
Другими словами, кросс-платформенная версия сервиса или приложения — единый продукт, разработанный для функционирования на iOS и Android и на компьютерах с операционной системой Windows и macOS.
Зачем нужны кросс-платформенные решения
Цель любой компании — охватить максимальное количество существующих и потенциальных клиентов, вне зависимости от их пользовательских предпочтений. Однако выбор — создание мультиплатформенного или кросс-платформенного продукта — обусловлен задачами бизнеса и наличием ресурсов.
Рассмотрим плюсы кросс-платформенных продуктов для бизнеса:
- Скорость разработки — это ключевое преимущество. Создать одно приложение быстрее, чем несколько нативных.
- Меньшие затраты — из-за сокращения числа временных и финансовых ресурсов, поскольку идёт работа только над одним приложением.
- Скорость обновления — выпускать новые релизы одного приложения проще, чем нескольких.
- Единообразие в дизайне.
- Доступность — продуктом может воспользоваться большее число клиентов.
- Лёгкая интеграция с другими решениями — кросс-платформенные системы проще интегрируются с внешними сервисами и API.
В то же время кросс-платформенная программа имеет и ряд ограничений:
- Меньшая гибкость, чем у нативных продуктов — мультифункциональность не позволяет полностью использовать все встроенные возможности платформ, они могут работать медленнее и зависать. Их сложнее оптимизировать.
- UI-ограничения — каждая платформа имеет свои гайды по дизайну. Для создания универсального дизайна требуется больше времени и усилий.
- Скорость релиза в магазинах приложений — нативные продукты быстрее проходят проверку, так как полностью соответствуют требованиям к публикации. Модерация кросс-платформенных решений занимает больше времени.
Понятие кросс-платформенности в большей степени употребляется в контексте мобильных приложений и игр. Для сайтов и email-коммуникаций применимо понятие кросс-браузерности. И сегодня большинство разрабатываемых веб-ресурсов именно такое.
Зачем бизнесу кросс-браузерный сайт
Количество сайтов в мире увеличилось практически в восемь раз — с 240 млн до 1,88 млрд в 2021 году.
Люди посещают эти ресурсы через шесть браузеров: 65% выбирают Google Chrome, 18,5% — Safari, 5,3% — Microsoft Edge, 2,7% — Mozilla Firefox, 2,6% — Samsung Internet и 2,2% — Opera.
C таким разнообразием клиентского поведения и развитием мобильного интернета наличие у компании кросс-браузерного сайта, который доступен и корректно отображается с любой ОС и через все браузеры, критически важно с точки зрения охвата и конверсии в целевое действие.
Почему необходимо делать сайты кросс-браузерными
Согласно исследованию Google, 53% пользователей готовы покинуть веб-ресурс, если он не загружается в течение трёх секунд. Каждая последующая задержка в открытии ещё больше снижает конверсию.
46% людей откажутся покупать у бренда, если мобильная версия сайта будет нестабильной, а пользовательский опыт — некомфортным.
Если добавить к этим показателям необходимость переключаться между браузерами и использование множества устройств для выхода в интернет, можно сделать вывод: отказ от использования кросс-браузерных продуктов приведёт к сокращению потенциального охвата аудитории на 20–30%.
Преимущества кросс-браузерной разработки
Кросс-браузерность, кросс-платформенность сайта — это способность продукта качественно и полностью отображаться на компьютере, планшете и телефоне с любой операционной системой и через все браузеры.
Что получает бизнес:
- Улучшение клиентского опыта. Кросс-браузерный сайт отлично работает на любом устройстве, быстро загружается и не затрудняет продвижение клиента по воронке продаж.
- Рост охвата целевой аудитории. Несмотря на разный выбор платформ и операционных систем, едва ли найдётся компания, клиенты которой выбирают только Android или исключительно iOS или вовсе не пользуются мобильными устройствами. Поэтому важно предоставить пользователям доступ удобным способом.
- Рост конверсии. Если сайт долго загружается, имеет неудобный интерфейс и некорректную вёрстку, посетитель просто покинет его.
- Рост индексации. Когда веб-ресурс доступен с любого устройства, пользователи проводят на нём больше времени и чаще возвращаются, что влияет на SEO-показатели.
Как проверить кросс-браузерность сайта
Проверить сайт на кросс-браузерность можно вручную или с помощью автоматизированных инструментов:
- Специальные программы I Love adaptive, Microsoft Expression Web, Browser stack, SuperPreview, Virtuoso и другие позволяют проверить, как кросс-платформенное ПО выглядит на разных ОС.
- Ручное тестирование — отображение сайта на разных браузерах, устройствах и ОС проверяется своими силами.
- Анализ обратной связи пользователей — внимание к отзывам помогает выявить ошибки, пропущенные при тестировании, и быстро их устранить.
Как сделать сайт кросс-браузерным
Если веб-ресурс компании нуждается в обновлении или появилась необходимость в разработке другой версии, лучше создавать его уже с учётом требований новой реальности:
- Пользоваться конструкторами — например, в Tilda и Wordpress есть модули, которые позволяют сайту работать на разных устройствах.
- Выбирать адаптивную вёрстку — это обеспечит всегда корректное отображение интерфейса.
- Применять кросс-платформенные языки программирования, к которым относятся практически все высокоуровневые языки. В основном они гарантируют обеспечение кросс-платформенности информационной системе.
- Использовать протестированные фреймворки, CSS-хаки и универсальные элементы кода.
Трудности и ограничения
В то же время в разработке таких решений есть свои нюансы:
- Обновление и поддержка кросс-браузерного сайта увеличивает нагрузку на команду разработчиков ввиду множества новых релизов у ОС, программных библиотек и браузеров.
- Необходимость учитывать разную функциональность платформ.
- Различия в стандартах и ограничениях браузеров.
- Более сложная оптимизация кросс-браузерных продуктов.
Перспективы
Объём рынка кросс-платформенного программного обеспечения в 2023 году оценивался в 74,4 млрд долларов, а к концу 2030-го составит 174,8 млрд долларов. Основные драйверы развития — стремление бизнеса обеспечивать комфортный бесшовный опыт для своих клиентов, доступность услуг облачных вычислений и появление новых типов мобильных приложений.
Рост этой сферы повлияет на увеличение числа инструментов, обеспечивающих кросс-платформенность (появится больше фреймворков), на обогащение решений AI и ML, унификацию функциональности платформ и дальнейшее развитие облачных сервисов.
Кроме того, особое внимание будет уделяться смежным продуктам. Например, уже сейчас сервисы виртуальных АТС создают с учётом потребностей кросс-платформенных систем. Например, ВАТС МТТ является кросс-платформенным решением и в то же время легко может быть интегрирована в другие подобные продукты по API.
Заключение
Учитывая скорость развития технологий и растущие потребности клиентов, будущее за созданием кросс-платформенных и кросс-браузерных продуктов. Они обеспечивают ряд преимуществ, включая широкий охват пользователей, рост конверсии и индексации в поисковых системах, а также более быструю разработку.
При выборе между нативными, мультиплатформенными и кросс-платформенными решениями бизнесу следует правильно оценивать бюджет и ресурсы, а также сроки, в которые необходимо вывести продукт на рынок.