Телефония от федерального провайдера — это максимально экономичная и современная связь плюс полный контроль над расходами на телефонные переговоры. Технология VoIP (Voice IP) предоставляет широкие возможности для роста продаж и повышения качества работы с клиентами. Одно из примечательных достоинств телефонии — высокая скорость подключения. С «МТТ», например, вы получаете доступ ко всем функциям уже в день подачи заявки.
Мы подготовили статью, из которой вы узнаете, как настроить IP-телефонию в деталях.
Ключевые особенности подключения и настройки VoIP
Телефонные переговоры, организованные через VoIP, многократно сокращают расходы на офисную и мобильную корпоративную связь. Вы как пользователь платите только за интернет-коммуникации и услуги провайдера телефонии. В особенности выгодна связь при частых звонках в другие города, за границу, при организации многофункционального колл-центра, виртуальной АТС с «короткими» номерами и горячей линией. Экономию обеспечивает и не слишком затратное подключение услуг.
IP-телефонию можно развернуть на базе компьютерных и интернет-сетей, уже существующих в офисе. Не нужно отдельно монтировать телефонную проводку, а при переезде заново все подключать на новом месте. Система легко масштабируется без сложных дополнительных настроек. В одной сети можно синхронизировать работу оборудования разных производителей.
Для подключения понадобится:
- интернет-канал связи и сервер — собственный или облачный
- аппаратура — обычные телефоны или SIP-оборудование
- АТС (аппаратная или виртуальная — как предлагает «МТТ») и программное обеспечение для использования возможностей телефонии с ПК, ноутбука, мобильных гаджетов.
Сеть и серверы
Для работы IP-телефонии нужен выделенный интернет-канал, обеспечивающий необходимое пользователю качество связи. Его пропускная способность должна составлять не меньше, чем 360 Кбит/сек, чтобы дополнительно запущенные программы не «перегружали» линию.
Важна и скорость соединения — не ниже 64 Кбит/сек, а желательно выше, от 128 Кбит/сек. Перед тем, как подключить айпи-телефонию через интернет, вы можете самостоятельно узнать параметры входящей-исходящей связи. Для этого есть скоростные онлайн-тесты.
Характеристики канала зависят от типа кабеля (цифровой, оптоволоконный и т.д.) и условий провайдера. Поэтому при выборе тарифа на подключение заранее продумайте, сколько сотрудников будут одновременно пользоваться телефонией, какие задачи она должна решать и выберите устраивающий вас вариант.
Организовать сеть можно на базе собственных серверов или, что удобнее и дешевле — с помощью облачных (виртуальных) АТС. Во втором случае используются SaaS-решения, а все необходимое оборудование находится у провайдера. Не нужно покупать сервер, подключать, настраивать и регулярно модернизировать его. Гибкие облачные решения позволяют сменить офис без перевозки громоздкого оборудования.
Чтобы звонить и принимать вызовы, понадобится аппаратура или специальное компьютерное ПО — программный телефон. Тип терминального устройства определяет, как выполняется непосредственная настройка IP-телефонии.
Оборудование для подключения VoIP-телефонии
У цифровой телефонии три главные характеристики — экономичность, качество и комфортность в использовании. Первые две зависят преимущественно от канала передачи данных и сетевого оборудования, предоставляемого провайдером. Комфортность в использовании и простота настройки IP-телефонии определяется терминальным устройством, которым пользуетесь вы и ваши сотрудники.
Можно подключить систему к стационарным аналоговым телефонам, не покупая дополнительное оборудование. IP-телефония также разворачивается на аппаратах SIP, смартфонах, планшетах и на ПК, в связке с гарнитурой. Преимущество первого варианта — максимальная дешевизна. Для подключения к сети понадобится только VoIP-адаптер (шлюз) — он стоит меньше, чем SIP-терминал. Однако, функциональность «связки» будет ограничена возможностями аналогового телефона или стандартной офисной мини-АТС, а они невелики.
Поэтому, чтобы получить от телефонии максимум, используют SIP-устройства. Это телекоммуникационное оборудование, поддерживающее Session Initiation Protocol и, опционально — ряд других протоколов (Н.323, MGCP). По виду устройство похоже на обычный настольный телефон с трубкой. Он подключается напрямую к глобальной сети или к корпоративной IP-системе.
Также телефонию можно организовать с помощью:
- софтфона, или программного телефона (специального ПО, предоставляемого провайдером) — для совершения звонков со стационарного компьютера или ноутбука дополнительно понадобится гарнитура или USB-трубка
Интерфейс софтфона - SIP-телефона с портом Wi-Fi — внешне он похож на мобильный и позволяет получить беспроводной доступ к сети и функциям телефонии
SIP-телефон - смартфона с функцией переадресации или специальной сим-картой, поддерживающей технологию FMC.
Работа и настройка SIP-телефонов
SIP-телефон используется в цифровых системах связи чаще всего. Это оборудование, передающее голос по локальной или глобальной сети. Такие терминальные устройства можно подключить к ПК (к примеру, через коннектор RJ-45), но для их использования не требуется постоянно держать компьютер включенным. Большинство телефонов работают с голосовой почтой, переводят и удерживают вызовы, выполняют переадресацию и много других функций. Это легко настраиваемые терминалы, часто используемые в офисах.
Для подключения к корпоративной или глобальной сети на корпусе есть разъем RJ-45 WAN. Доступно оборудование с двумя режимами работы. На корпусе таких SIP-телефонов два разъема — RJ-45 WAN и для подключения к офисной мини-АТС или городской линии. Энергоснабжение в большинстве моделей осуществляется по технологии РоЕ — локально, от компьютера.
Настройка проводится по параметрам, которые определяет провайдер. Основные из них — адрес SIP-сервера, имя пользователя (логин) и пароль. Дополнительно выставляются характеристики:
- outbound proxy — обычно это адрес SIP-сервера, его предоставляет провайдер
- порт proxy — 5060 UPD, TCD или другой
- протокол — TLS, TCP или UDP
- ID для авторизации — обычно это логин (SIP-идентификатор).
Техническая поддержка МТТ поможет наладить работу SIP-терминалов, маршрутизаторов и установить ПО для получения всего функционала телефонии. Для пользователя в большинстве случаев настройка сводится к указанию данных аккаунта — логина и пароля, номера, адреса телефонного шлюза.
Общий алгоритм подключения SIP-устройств:
- выбор языка интерфейса и, если аппаратура «не нашла» веб-канал автоматически — сетевая настройка (выбор и ввод IP-адреса, маски сети и шлюза)
- после подключения к глобальной или корпоративной сети — настройка аккаунта со вводом логина и пароля, ID, номера телефона и прочих характеристик
- сохранение характеристик и регистрация SIP-устройства в сети.
Подключить IP-оборудование можно и через компьютерный web-интерфейс. Для этого на терминальном устройстве выполняется сетевая настройка, а затем его IP-адрес вводится в строке браузера на ПК. Как правило, вводить данные (логин, пароль) для получения доступа нужно в появившейся отдельной вкладке. Все сложные операции для активизации телефонии берет на себя техническая поддержка МТТ.
После регистрации телефона в сети и активации всего функционала телефонии вы сможете звонить, принимать вызовы, участвовать в аудио- и видеоконференциях с высоким качеством звука и изображений, получать информацию о времени, продолжительности разговора. МТТ предоставит красивые номера, телекоммуникационные инструменты для роста продаж и удобный личный кабинет с развернутой статистикой.
Аппараты Wi-Fi, программные и мобильные телефоны в IP-сети
В систему телефонии можно интегрировать SIP-терминалы, которые связываются с сетью по Wi-Fi. Они позволяют разговаривать из любой точки, где есть беспроводное покрытие и не платить за роуминг. Такое оборудование поддерживает связь с аналоговыми, мобильными и IP-телефонами и настраивается так же, как настольные проводные модели. Функционал у устройств с Wi-Fi идентичен возможностям обычной офисной SIP-аппаратуры.
Для организации связи можно устанавливать на компьютеры и ноутбуки специальное ПО. Такой «ансамбль» называют софтфоном. Для общения нужно подключить к ПК микрофон, аудиосистему или, вместо них — гарнитуру. Телефония с использованием софтфона настраивается просто:
- провайдер предоставляет ПО — как правило, программу для телефонии нужно скачать с сайта
- после установки ПО вводятся основные характеристики сети, номер телефона, данные идентификации
- подсоединяется гарнитура, при необходимости — веб-камера для видеосвязи (в ноутбуках она чаще всего встроенная)
- после регистрации можно пользоваться программным телефоном как «физическим» SIP-оборудованием.
Один из наиболее современных инструментов телефонии — сим-карты с технологией FMC. Они позволяют использовать мобильные телефоны как аппаратуру SIP и получить доступ ко всем функциям виртуальной АТС. Достаточно установить сим-карту в смартфон и активировать ее, чтобы пользоваться IP-телефонией, где бы вы ни находились. Таким образом, интегрировать в виртуальную АТС можно практически любой телефон, получив гибкое и подходящее лично вам решение.